Трей Ганн/Марк Батлер - Mark Butler/июнь 1993  


Биография
«Роберт Фрипп, экс-Crimso, изобретатель Фриппертроник и основатель Гитарного Мастерства, повсеместно признан большой силой в сегодняшнем гитарном мире. Будучи известен своим новаторством, он находится в большом спросе – в этом году его можно увидеть работающим с такими людьми, как Брайан Ино <Brian Eno>, the Grid, the Orb, равно как и его недавняя совместная работа с Дэвидом Сильвианом <David Sylvian>. The Robert Fripp String Quintet – его самый последний проект, и включает Роберта Фриппа на электрогитаре, Трея Ганна на Стике Чапмэна <Chapman Stick>, и California Guitar Trio – Берта Ламса <Bert Lams>, Пола Ричардса <Paul Richards>, Хидейо Морийа <Hydeyo Moriya>. Все эти музыканты имели подготовку на курсах Гитарного Мастерства <Guitar Crafty>, и все они побывали в группе the League of Crafty Guitarists.
Трей Ганн – из Техаса, и недавно он участвовал в туре и сессиях записи с Дэвидом Сильвианом и Робертом Фриппом. Трей прошёл школу баса и гитары перед тем, как взяться за Стик. The California Guitar Trio начало работу после последнего тура the League of Crafty Guitarists. Ныне базируясь в Лос-Анджелесе, трио активно выступает, представляя свой собственный материал, не забывая помогать реализовывать программу Гитарного Ремесла по всему миру. Недавно вышел их первый CD. The Robert Fripp String Quintet начал свою жизнь с нескольких выступлений в США в прошлом году, а затем переместился в Японию, где они сделали живое выступление, транслировавшееся телевидением. Они планируют выпустить свой первый CD в сентябре. Сама музыка отражает влияние на группу различных стилей, нечто, возникающее из р&oacute;кового звучания Фриппертроник, пропущенного сквозь запутанную игру и гипнотические ритмы the League of Crafty Guitarists. Это просто сведёт с ума как задвинутых фанов Фриппа, так и тех, кто услышит его марку музыки впервые» - аннотация к альбому.
* * *
Концерт был замечателен. Фриппертроники (и курсы Гитарного Ремесла) описываются в буклете к диску как частые гости в производимой музыке. Это было невероятно – услышать Роберта, Трея, Берта, Ричарда и Хидейо во время живого выступления. У меня нет слов, чтобы описать это – я бы определил этот концерт как напряжённое и подвижное переживание. Трей играл на дубовом 12-струнном Гранд-Стике <Grand Stick>. Его игра была феноменально чистой и контролируемой, и он умеет выдавать глубокий, церковный орган с басового регистра своего Стика. На одной из композиций, исполненных на концерте (the Chromatic Fantasy), присутствовало соло на Стике, и он играл несколько очень быстрых проходов обеими руками на мелодическом регистре. Он также использовал электронный смычок <E-bow> на некоторых композициях Фриппертроник.
Я был рад посетить гитарную мастерскую Роберта Фриппа, сорганизованную им в субботу, 19 июня, и представиться Трею Ганну как представитель журнала «Стик». Он очень заинтересовался этим, а потому любезно согласился дать интервью перед тем, как начать проверку инструмента к концерту на Воскресенье.
* * *

IN – так как долго вы занимаетесь музыкой?
TG – музыкой? 26 лет.
IN – а на каких других инструментах кроме Стика вы играете?
TG – сейчас – ни на каких. Я начал с пианино в возрасте семи лет, затем немного поиграл на скрипке, когда мне было одиннадцать или двенадцать, затем переключился на акустическую гитару, затем на электрический бас, на котором я задержался на, может быть, восемь или десять лет, а тем временем вернулся к гитаре, акустической гитаре, а затем сменил бас на электрическую гитару, примерно за пять-шесть лет до того момента, когда взялся за Стик.
IN – из всех этих инструментов, возможно, фортепиано наиболее близок к Стику в плане использования техники двух рук [Трей порывается прервать]… да?
TG – в этом плане.
IN – вам представляется, что вы извлекли для себя больше пользы от игры на фортепиано, или же от игры на гитаре?
TG – не знаю. Мне представляется, что мне пришлось потратить порядка пятнадцати лет, прежде чем стать готовым к игре на Стике.
IN – если бы вы советовали музыканту со Стиком проходить более традиционную подготовку на другом инструменте, что бы вы посоветовали?
TG – Стик. Думаю, времени слишком мало, так что инструмент, на котором вы хотите играть – тот самый, на котором вам и следует играть. В то время, когда я впервые заинтересовался инструментом, у меня не было возможности уделить ему столько времени, сколько было необходимо. На самом деле, я даже поехал из Орегона к дому Эмметта <Emmett Chapman>, чтобы купить один такой, и, когда он не смог продать мне его, я понял, что просто было ещё не время. Потом несколько лет спустя я вновь отправился покупать, однако вновь понял, что не время. Когда наконец наступило время, я зачехлил гитару, зачехлил бас. Это инструмент, на котором я играю, и если вы хотите, чтобы я играл, я буду делать это только на моём инструменте.
IN – так как долго вы играете на Стике?
TG – пять с половиной лет.
IN – а что конкретно привело вас к Стику? Что вдохновило вас взяться за него?
TG – думаю, что в действительности ответ лежит в той музыке, которая и вела меня тогда. Это не было непосредственно моё решение. Оглядываясь назад, я понимаю, что жизнь готовила меня к тому, чтобы взять инструмент, но я не знал об этом до того момента, пока по-настоящему не взял его в руки, и всё, что я в течение последних восьми лет пытался сделать на гитаре, было в Стике. Мне и в голову не приходило, что может быть что-то, что может делать в этом направлении больше.
IN – в группе, которая сыграет сегодня вечером, какую вы отводите себе роль? Как она отличается от роли басиста?
TG – ну, полагаю, главный ответ на этот вопрос – это то, что я обычно вообще не играю на басу. Может, пятая часть всех мелодий содержит басовую партию, которую играю либо я, либо кто-нибудь ещё, либо это вообще не басовая партия. На некоторых композициях я играю только мелодическую сторону, даже октавой выше, так что я – соло-инструмент. На одной из композиций, в частности, я единственный инструмент, и я играю верхи. Я много использую верхи, они, как кажется, становятся моей специальностью.
Достаточно странно, но люди, говорящие о басовом звуке, в основном предпочитают бас-гитару Стику. Не уверен, нравится мне это или нет – метод восприятия, которым они пользуются. Мой интерес – в том, чтобы извлечь из него действительно хороший басовый звук, ведь я редко слышу Стик с хорошим, полным басовым звуком, который может конкурировать с бас-гитарой. Моя цель в отношении инструмента состоит в том, чтобы доводить извлекаемый звук до профессионального уровня, так, чтобы он играл в общей мелодии, и звучал достаточно хорошо для того, чтобы, если Эдриан Белью не станет играть гитарную партию, я смогу сделать это на Стике, и это будет звучать так же хорошо. Если в группе есть Тони, то, стало быть, будет Стик или Тони на басу, так что моя цель – извлекать хороший звук, и я действительно не нашёл ничего подобного музыке Стика. Соло Стика существует само по себе, у вас нет ассоциаций ни с каким другим звуком, и вы просто соглашаетесь с тем, что оно из себя представляет, когда вы вставляете его в роковый контекст, где бас должен быть действительно насыщен и должен пинать вас в живот. На самой последней записи, что я сделал с Дэвидом Сильвианом и Робертом Фриппом, на мой слух, там одна из самых лучших басовых составляющих, которую я когда-либо слышал.
IN – возвращаясь к тому факту, что вы и Тони играете в Crimso, вы собираетесь играть на Стике одновременно с ним?
TG – я играл с Тони только два часа, и это было с Робертом, Джерри Мароттой <Jerry Marotta>, Тони и мной, и Адриана там не было. Это был просто джэм, мы не работали над каким-то конкретным материалом. Я уверен, что мы соберёмся сделать какой-нибудь материал для двух Стиков, или Стик плюс бас, ведь ему действительно нравится играть на басу. Думаю, Стик для него – альтернативный инструмент, для меня же это – главный инструмент. Для него это бас, затем Стик и клавишные, возможно. Я представляю лидирующую роль, и роль, являющуюся частью структуры, и то, о чём я думаю, также баритональная роль, и всё же у меня нет и малейшей идеи о том, как это будет происходить.
IN – какой совет вы дали бы музыканту со Стиком, который по вашему примеру решил выбрать Стик в качестве своего единственного инструмента?
TG – зависит от того, что они хотят делать. Может, более конкретный вопрос?
IN – если поконкретней, ведь так мало людей играют на Стике, и нет строгого метода или стандартного материала, или способа обучения, или даже роли музыканта со Стиком в группе. Какие направления, как вы полагаете, люди пропустили? Когда вы видите, как играют другие музыканты, как они могли бы улучшить свою игру?
TG – так, это пара вопросов. Отвечу сначала на последний, но не дайте мне забыть о первом. Первая особенность, которую я заметил среди музыкантов со Стиком, не исключая и меня, это то, что положение, в котором они играют, лишает музыку любого элемента случайности. Они всегда перестают держать, перестают держать голову прямо, и склоняются, полностью заостряя внимание на инструменте. Это делает практически каждый. Джим Лэмпи <Jim Lampi>, возможно, единственный человек из тех, кого я видел, кто этого не делает. Действительно не знаю, как выгляжу в этом отношении я, однако я пытаюсь держать грудь открытой, а лицо смотрящим вперёд. Думаю, что это действительно сложно сделать. Положение, которое вы принимаете при игре и то, как вы дышите, передаётся через музыку аудитории, и можно сказать, что они дышат так же, как дышите вы. Знаете вы о том, как вы дышите, или нет, если вы дышите трудно, они поймут это и не глядя на вас. Это в звуке – это правда. Так что, полагаю, в чисто физическом плане существует многое, что ещё предстоит открыть, и что в действительности означает играть на инструменте. Когда я в первый раз взялся за него, первая вещь, которая ошарашила меня, если не считать того, что на этом инструменте надо именно «играть двумя руками», что разбивает вашу натуру на две половинки, так это то, что вы должны научиться играть на этом инструменте без того, чтобы смотреть на лады. Какие большие возможности были бы у того, кто бы взялся за это и сказал: «Я не буду участвовать в концертах года два, я собираюсь учиться играть на этом инструменте, не глядя на гриф».
IN – но, ведь метод игры на Стике, которому учит Эмметт, и который отражён графически в его пособии Free Hands, подразумевает оглядывание грифа как, возможно, первый возможный интуитивный путь, которым большинство музыкантов учится играть.
TG – ага, я действительно не знаю его подхода. Эта книга никак не использовалась мной и я никогда не брал уроки у Эмметта. Я разговаривал с ним по телефону, но я никогда не обучался у Эмметта. Сделать такой рывок к тому, чтобы не смотреть на чужое – это много значит, ведь вы должны поместить ваши пальцы правильно в правильное место, и вы хотите продолжить делать именно так и играть так, как, возможно, никто прежде не играл. Я не делаю так, однако я работаю в этом направлении. Ваши руки куда более остроумны, чем вы думаете. А какая первая половина вопроса? Что бы я предложил? Да те же вещи, что я продолжаю предлагать самому себе, и когда у меня будет время, я займусь ими. У меня есть только карманное время на то, чтобы практиковаться. Инструмент столь примитивен на данный момент, пока практически отсутствует какая-либо концепция, отвечающая этому инструменту, хотя эта концепция будет безусловно развиваться с течением лет, однако сейчас отношения между музыкантом и инструментом находятся на примитивной, неандертальской стадии развития. За сотню лет, много музыкантов придёт к этому инструменту, и будет существовать соответствующая схема техники. А прямо сейчас музыкантам необходимо делать то, что некоторые люди находят действительно скучной работой, однако на деле это не так, это необходимая работа, заключающаяся в том, чтобы смотреть, как руки играют на инструменте, и анализировать комбинации, в которых пальцы располагаются на грифе, получая хороший чистый тон, который можно вставить в мелодию. Когда пойдёт музыка, думаю, людям стоит поучиться играть Баха, и смогут ли люди найти что-нибудь среди того, что он написал, будто предназначенное для этого инструмента, а пока всё, что я пробовал задействовать, звучит так, как если бы оно было специально написано для Стика.
IN – у меня существовала проблема с Бахом, я использовал настройку «в пятых частях» или «в четвертых частях», так что в случае, если идёт унисонная линия, руки разбегаются в противоположных направлениях. Вы используете вариацию настройки Crafty…
TG – да, зеркальную настройку.
IN – это как настройка «в пятых частях» на мелодической стороне, если не считать третьего минора между второй и третьей и целый тон между первой и второй струнами?
TG – а, позвольте мне просто поддержать ваш вопрос ещё одним. Настройку, которую предложил для инструмента Эмметт, не работает для меня, и мне кажется, это только половина пути. Накладывая настройку «в пятых частях» на бас, вы получаете совершенно другой инструмент, так что я не знаю, что вдохновило его на это, но это был, очевидно шаг гения. Поддержание настройки «в четвертых частях» на верхней стороне – это не работает для меня. Как я понимаю это, хотя я никогда не использую эту настройку, это логично в геометрическом плане отношений между сторонами, однако, по моему мнению, стороны должны быть настроены зеркальным образом, ведь тело Стика – зеркало. Я не могу внятно описать это, кроме того, что это раскалывает инструмент в центре тем способом, который действительно вас удовлетворяет. Это разделяет вас внутренне и вам нет нужды использовать мозг. Мне не приходилось использовать другие настройки, так что я не уверен, однако, возможно, в них вам приходится использовать ваш мозг чуть больше. И в плане заданного вопроса, это только даёт мне почувствовать, что это верно – играть эти унисонные линии, или играть в настройке «в третьих частях», или просто переводить ощущение внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
IN – но одна из проблем, с которыми сталкиваемся, когда играем на настройке «в пятых частях», это то, что мы должны менять позицию просто для того, чтобы охватить гамму на басу, и существуют различные подходы, например, Боб Калбертсон <Bob Culbertson> с его техникой большого пальца, направленной на преодоление этой проблемы. Просто интересно, ведь настройка «в пятых частях» может просто ограничивать мелодические идеи в силу несколько большей длины Стика? Насколько велики ваши руки?
TG – не больше ваших! Любое изменение, как кажется, накладывает ограничения, но оно также открывает целый новый мир. Вы больше не можете играть блюзовые проходы, которые – это точно то, что я хотел устранить из своего репертуара. Но если вы хотите сделать что-нибудь, вы можете сделать это. На Гранд-Стике, размер столь велик, что если вы в позиции минор-третья, вместо этого это просто четвёртая. Вы должны использовать все свои пальцы, и, в моём понимании,
Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру

Хостинг от uCoz