Фрагменты интервью, данного в июне 1996 года газете Magyar Narancs

Среди всех прочих музыкальных занятий, Crimso для меня – нечто особое. Я играл в группе так много. Так много связано с ней. Здесь я сделал некоторую часть моего лучшего материала, здесь у меня есть доступ к широкой аудитории. Разные интересные штуки вроде джаза и подобных вещей принято играть перед небольшой аудиторией. Однако у Crimso такая репутация, что можно заниматься всем этим на сцене. Здесь можно попробовать играть в два барабанщика, играть с двумя барабанными установками, играть на электронных барабанах. Так что для меня эта группа очень полезна, и, больше того, она важна для меня в эмоциональном аспекте.

Да, подобная репутация и технические возможности есть и у Yes, однако Yes, к сожалению – совсем не та группа. Люди всегда совершают ошибку, сваливая в кучу Yes, Crimso и Genesis. Но я скажу вам, что Crimso – совсем другая группа, с другой этикой, с другой музыкой, с другими путями создания музыки, с другими правилами ведения коммерческих дел, она во всём другая.

Идея дуэта ударных принадлежит Фриппу, мне бы такое в голову не пришло. Но такой уж путь Crimso. Постоянно происходят необычные вещи, и мне приходится что-то со всем этим делать, отвечать на вызов. Это может быть: давайте играть на электронных ударных, или: давайте поменьше использовать тарелки, или: вот тебе второй барабанщик. Что-то, что меня заинтересовывает. Да, Crimso – по-настоящему тяжёлая работа, но это – любимый труд.

Я рос вместе с Робертом, видел, как он развивался. Полагаю, мои интуитивные чувства к музыке порой совпадают с его интеллектуальными размышлениями. Многие направления, в которых он предлагает идти, мне симпатичны. Существуют некоторые аспекты, над которыми я работал бы по иному, будь я лидером группы, но в конечном счёте эта группа – группа Роберта, и это прекрасно.

Знания всех этих теорий, моих ли, Фриппа ли, совершенно не требуются, музыка должна действовать исключительно сама. Я думаю, у неё это получается. Сейчас у нас есть обученная аудитория, которая готова оставить все свои ожидания дома, и прийти на наш концерт с пустой головой, судя о нас как о свежей группе. Будь нам всем по 21 год, будь это новая неизвестная группа, слушатели всё равно посчитали бы её хорошей.

На самом деле, Crimso – экстремально демократическая группа. Абсолютна демократическая в плане коммерческом, демократична в плане «когда-мы-будем работать», мы все согласились с тем, что будем работать вместе четыре-пять месяцев в году. Роберт предложит что-нибудь и мы согласимся с этим, а если кто против, прекрасно, каждый имеет право вето. Хотя он использует его очень аккуратно. Если говорить о музыке, то большинство людей полагает, что Фрипп пишет весь материал, и говорит всем, что делать. Это не так. Если вы чётко распишите мне, Тони или Адриану, что мы должны делать, то, в общем, работать именно с нами смысла не имеет, проще нанять музыкантов. Так что Роберт даёт только исходную гитарную партию или два основных направления, и он скажет что-нибудь вроде «неугомонная, неустанная машина» или «всемогущий гремящий звук». Общее направление. С самого начала мы вовлечены в процесс, развивая исходную идею, развивая исходное направление. Роберт очертит нам футбольное поле, а потом мы все вместе будем на нём играть.

Каков принцип отбора старых композиций для исполнения на концертах? Свежесть. Часть музыки сейчас немного устарела, но когда вы играете, например, Red, он звучит так свежо, будто был написан вчера, и он отвечает дню сегодняшнему. Он был написан в 1974, но был взят на вооружение некоторыми гранжевыми группами, Курт Кобейн упоминал его в интервью, кажется, эта композиция оказывала на него большое влияние. Если никто не хотел бы играть это, то и мы играть это не будем. Если начинает пованивать старостью, мы не играем. А на последнем концерте мы впервые за 22 года играли 21st Century Schizoid Man. И он звучал очень свежо, хотя бы потому, что играли его в том числе и музыканты, которые никогда прежде его не играли. Он звучит по-другому, не совершенно по-другому, но свежо.

Иногда мы играем отрывки композиций с альбома THRaKaTTaK, сборника импровизаций, которые мы играли на концертах. Это рассчитано на очень смелого слушателя.

Сколько просуществует нынешняя инкарнация Crimso? Не люблю предсказывать. Ты наверняка знаешь о существовании Crimso только тогда, когда уверен в том, что завтра мы соберёмся вместе к завтраку. Вы же знаете, я приходил и уходил из Crimso трижды. Эту работу трудно назвать надёжной. С другой стороны, я никогда прежде не видел Роберта столь довольным группой, и группа никогда не была так популярна как сейчас. Мы играем в самых больших концертных залах, чем когда-либо.

В восьмидесятых Crimso во многом был элементом «программы» Фриппа? Думаю, вы правы. Думаю, сейчас он изменился, теперь он в большей степени в ладах с собой и окружающими. В его жизни было два больших события: первое, он женился, и второе, у него больше нет менеджера. Благодаря этим событиям он стал счастливее. Он стал спокойнее, и, наконец, он разменял шестой десяток. Ему нравится нынешний Crimso и он повременит с его роспуском.

Журналисты не торопятся делать с нами интервью, не спешат делать фотографии. Это проблема. Но на самом деле, стоит только Crimso стать популярнее, как группа начинает буксовать. Не знаю, почему так, вам стоит спросить Роберта. Знаете, ни у кого в Crimso никогда не было по-настоящему хитовой записи, и группа не ищет мирового господства. Это группа, которую любят многие люди, и они рассказывают о нас друзьям, и прибывают новые слушатели. Возможно, это лучший путь. Иногда кто-то по собственному почину делает нам рекламу, или раскручивает нас. Это выгодно в финансовом плане, так как Virgin Records не надо вбухивать средства в развёрнутую рекламную компанию, а нам не надо рассказывать вам, насколько мы круты. Это, конечно, не означает, что мы даём журналистам от ворот поворот. Я всегда рад рассказать о Crimso. Группа не должна уходить в изоляцию. Я всё ещё хочу, чтобы моей музыкой заинтересовывались новые люди.

Рассматриваю ли я интернет, форумы как хороший способ контактировать с фанами? Думаю, в основном это средство распространения слухов, люди любят потрепаться. Думаю, нам стоит делать музыку и иногда выкладывать её в интернете, чтобы люди могли поговорить о ней, рассказать, что им нравится, что плохо, а что хорошо, кто плохой парень, а кто хороший. Лично у меня компьютера нет, но я знаю, что Трей периодически смотрит сообщения, и некоторое время это было действительно забавно. А теперь это стало менее забавно, и никто теперь об этом не говорит.

Как я организую импровизации? Импровизация основана на том, чтобы музыкант постоянно совершал выбор. Это совсем не то, чтобы знай себе играй и смотри, что получится. Ты инстинктивно реагируешь на происходящее и пытаешься найти нужную ноту. В целом, заранее никогда ничего не обсуждается, хотя иногда мы представляем определённые фразы, или кто-нибудь предлагает динамику развития, скажем, от тихого к громкому и обратно. Но в целом всё это очень открыто.

Хостинг от uCoz